Водителю иногда интересно знать, какое число оборотов
развивает двигатель автомашины. Определить это можно с
помощью несложного транзисторного тахометра (рис.7), измерительный прибор которого, градуированный в числах оборотов, удобно расположить поблизости от рулевого управления.
Основой тахометра является управляемый мультивибратор на транзисторах Т1, Т2. Он дает узкие прямоугольные
импульсы длительностью около 0,5 мкс с постоянной амплитудой. Постоянство амплитуды выходных импульсов достигается стабилизацией питающего мультивибратор напряжения
с помощью стабилитрона Д1.
Транзистор ТЗ, включенный по схеме эмиттерного повторителя, служит для согласования выходного сопротивления мультивибратора с внутренним сопротивлением измерительной
головки ИП. Индикатор выдает показания при поступлении
на базу транзистора ТЗ импульсов от мультивибратора. Ток
как их амплитуда и длительность постоянны, то показания
прибора прямо пропорциональны частоте следования этих
импульсов. Чем они чаще, тем больше показание прибора.
Управляющие мультивибратором импульсы подаются но
конденсатор СЗ и базу транзистора Т2. Их получают с датчика, выполненного в виде нескольких витков (5—10) провода
ПЭЛШО 0,31, навитых на общий провод, подводящий питание к распределителю (рис.8). Чтобы датчик не смещался по
проводу, его начало и конец укрепляют липкой хлорвиниловой изоляционной лентой.
Калибровку прибора производят по схеме рис.9 с помощью генератора прямоугольных импульсов. Напряжение
I ю ьы/оде генератора устанавливают около 2 В. При работе
тахометра он получает по 4, 6 или 8 импульсов (от системы
зажигания) за один оборот вала двигателя, в зависимости от
числа его цилиндров. Таким образом, число оборотов будет
равно числу получаемых импульсов, деленному на число цилиндров. Например, если частота импульсов от 4-цилиндро-вого мотора составляет 10 тыс. в минуту, то число его оборотов составляет 1 0000:4=2500 об/мин.

|